- Съезды педагогические( и по народному образованию)
- — В России С.п. были одной из важных форм общественно-педагогического движения. Они способствовали развитию педагогической мысли, консолидации учительства, стимулировали творческий поиск и обмен опытом. Первые С.п. начали проводиться в 60-е гг. 19 в. по инициативе земств (см. Земства и просвещение) и совмещались с организацией учительских курсов. В эти годы состоялись первые съезды педагогов средней школы в Харькове (1861) и Одессе (1864 и 1865), съезды учителей русского языка и словесности в Киеве (1865), Казани (1866), Москве (1866 и 1868) и др. В 1875 "Правила о временных педагогических курсах" ограничили проведение С.п., однако в начале 80-х гг. они приобрели ещё более активный характер. Организаторами С.п. были Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Н.А. Корф, Д.И. Тихомиров и др.Циркуляром министра народного просвещения в июле 1885 съезды учителей были запрещены и возобновлены только в 90-х гг. 19 в. с новым подъёмом общественно-педагогического движения. С этого времени и особенно после 1905 созывались съезды по вопросам внешкольной работы, женского, профессионального, дошкольного и других видов образования, отдельным школьным предметам и отраслям народного просвещения.Первыми всерос. С.п. можно считать учительские курсы при Всерос. политехнической выставке в Москве (1872) и Всерос. промышленной выставке в Н. Новгороде (1896). На Нижегородском съезде впервые был поднят вопрос об организации профессионального союза учителей.1-й Всерос. съезд обществ взаимной помощи учителей (28 декабря 1908 - 6 января 1903), в котором участвовали 70 обществ, а также земские деятели, врачи, юристы и другие, имел огромный общественный резонанс. На съезде обсуждалось социальное положение учителей (низкая заработная плата, тяжёлые условия труда и быта). Деятельность юридической комиссии съезда, выдвинувшей ряд серьёзных требований (передать дело начального образования земским и городским учреждениям, контроль за преподаванием возложить на самих учителей, увольнять их только в судебном порядке и др.) была прервана по требованию правительственного наблюдателя, а сам съезд оказался перед угрозой закрытия. Напечатанный "Дневник съезда" (подготовлен Н.В. Тулуповым и П.М. Шестаковым) был уничтожен, труды съезда опубликованы через пять лет. Следующий Всерос. съезд учительских обществ взаимопомощи им. К.Д. Ушинского созван лишь через 11 лет.В 1905 создан один из наиболее радикальных союзов - Всероссийский учительский союз, который провёл 3 съезда (1906-07).Настроения педагогической общественности в 10-х гг. 20 в. нашли отражение на 1-м Всерос. съезде по вопросам народного образования (декабрь 1913 - январь 1914), собравшем св. 16 тыс. участников. В резолюциях съезда содержалось требование демократизации школьной системы и изменения всего общественного строя. 1-й Общеземский съезд по народному образованию (1911) всесторонне обсудил проблемы земской школы и отметил необходимость немедленного введения в начальных школах 2-летнего курса и его дальнейшего увеличения до 6 лет, передачи земству дела подготовки учительских кадров, значительного повышения оплаты труда учителя. Начатой земствами работе по статистике образования был посвящён специальный Общеземский съезд (1913). Вопросы профессионального образования рассматривались на съездах по техническому и профессиональному образованию. Эти съезды имели особенно важное значение в периоды фактического запрета на съезды народных учителей, их трибуна использовалась для обсуждения актуальных вопросов всей системы народного просвещения.С 90-х гг. 19 в. по инициативе министерства земледелия и государственных имуществ в Харькове и Умани созывались съезды попечителей, управляющих и преподавателей низших сельскохозяйственных школ, а с 1899 почти ежегодно - съезды деятелей по сельскохозяйственному образованию при Московском сельскохозяйственном институте. Созывались также съезды, посвящённые деятельности учебных заведений разных типов (коммерческих, городских, духовной школы и др.). В 1881-1916 состоялось ок. 10 съездов представителей воспитательно-исправительных учреждений для малолетних.Большой общественный интерес вызвали проходившие в 1912-13 Всерос. съезды по семейному воспитанию (под председательством П.Ф. Каптерева) и по женскому образованию (организован Лигой равноправия женщин). На съезде по семейному воспитанию обсуждались острые педагогические и социальные темы детском смертности, охраны детского труда, беспризорности и пр. Труды съезда (с библиографией и указателями) стали своеобразной энциклопедией воспитания.В 1906-16 состоялось 5 съездов по экспериментальной педагогике и педагогической психологии. С 60-х гг. созывались съезды учителей-предметников, разрабатывавшие новые методы преподавания, вопросы содержания обучения и обобщения школьной практики.Немаловажную роль играли съезды по общественному и частному призрению, созывавшиеся Министерством внутренних дел по многочисленным ходатайствам земств и общественности (1910 и 1914) и обсуждавшие вопросы совершенствования законодательства в этой области. Ценным историческим источником стали опубликованные в "Трудах" обзоры органов и учреждений, ведающих делом призрения, правительственных постановлений, очерк истории воспитательных домов и пр.Среди съездов по внешкольному образованию особое значение имел съезд деятелей народных университетов (1908), в котором приняли участие представители народных домов и библиотек, воскресных школ и курсов для взрослых.Вопросы общего и профессионального образования рассматривались также на других съездах. Например, на 1-м съезде сельских хозяев (декабрь 1870 - январь 1871) при участии Московского комитета грамотности активно работала секция по народному образованию. На съездах по ремесленной промышленности (1900 и 1911) рассматривались вопросы ремесленного ученичества. Вопросы школьной гигиены, медицины, физического и полового воспитания детей обсуждались на 11-м Пироговском съезде (1910), на съезде детских врачей (1912) и других медицинских съездах. На 1-м Всерос. съезде художников (С.-Петербург, 1911- 1912) работала секция художественного воспитания, на Всероссийском съезде при Русском женском обществе (Петербург, декабрь, 1908) - секция женского образования.После 1917 первое десятилетие было отмечено массовой общественной активностью учительства. В 1917-18 продолжалась деятельность Всероссийского учительского союза (ВУСа). В 1918 состоялся первый съезд созданного в противовес ВУСу Союза учителей-интернационалистов, на котором рассматривались вопросы реформы школы и создания советской системы образования. На съезде выступал В.И. Ленин. Съезд определил школу как трудовую, политехническую, основанную на самодеятельности и производительном труде учащихся. На 1-м Всерос. учительском съезде (1918) выступали М.Н. Покровский, Н.К. Крупская и др., анализировалась деятельность Государственной комиссии по просвещению и была принята резолюция, осудившая деятельность ВУСа.В 1918 был организован отдел съездов Наркомпроса РСФСР под руководством В.П. Потёмкина. Только в 1918 в РСФСР состоялось 160 учительских съездов и 80 съездов работников народного образования. В работе 1-го съезда по просвещению (1918) участвовало 700 делегатов. Съезд рассмотрел проблемы единой школы, внешкольного и дошкольного воспитания и одобрил проект "Положения об единой трудовой школе РСФСР". С докладами выступили А.В. Луначарский, Крупская, Покровский, П.Н. Лепешинский и др. На съезде Ленин сформулировал тезис, согласно которому школа не может быть вне жизни и вне политики. Это программное положение на долгие годы определило классовый поход к проблеме образования.В 1919 состоялся 1-й Всерос. съезд работников просвещения и социалистической культуры, избравший ЦК Союза работников просвещения и социалистической культуры. 2-й съезд (1920) этого Союза обсудил текущие вопросы образования.С 1919 в целях организации и координации деятельность местных отделов народного образования ежегодно проводились всероссийские съезды и конференции по вопросам школы. В 1919- 1928 созваны 4 съезда по дошкольному воспитанию. На 1-м и единственном съезде по внешкольному образованию (1919) обсуждались вопросы создания государственной системы культурно- просветительных учреждений. Съезд принял решение об использовании внешкольных учреждений в целях политической пропаганды. Т.о. были заложены основы политизации всей системы культурно-просветительной работы в стране.В 1920 прошли съезды по проблемам опытно-показательных учреждений Наркомпроса РСФСР, детской беспризорности (1-й Всерос. съезд по борьбе с детской беспризорностью, дефективностью и преступностью; при участии Луначарского и М. Горького). С 1922 регулярно проходили съезды и совещания по ликвидации неграмотности, а с созданием общества "Долой неграмотность" (1923) проводились и его съезды (1926 и 1929). С созданием Главполитпросвета (1920) созывались съезды и совещания по политико-просветительной работе. На 3-м Всерос. съе Вопросы образования и производственного обучения молодых рабочих были в центре внимания всероссийских съездов и совещаний рабочих факультетов (1921, 1923, 1928, 1929), 1-го Всерос. съезда по образованию рабочих- подростков (1922), 1-го Всесоюзного съезда по рабочему образованию (1924) и др.Созывались также съезды по отраслям профессионального образования, по вопросам подготовки учителей и др. Реформа педагогического образования обсуждалась на 1-й Всерос. конференции (1924). 1-й Всесоюзный учительский съезд (1925) был призван показать переход осн. массы учительства на позиции советской школы. В конце 20-х гг. прошли ещё несколько съездов работников просвещения. В 1928 состоялся Педологический съезд.В 30-е гг. наметился спад общественной активности педагогов. В 1930 состоялись 1-й Всерос. съезд по политехническому образованию и Всерос. съезд по всеобучу, в 1932 - 8-й съезд работников просвещения. В 40-50-е гг. съезды не созывались. Проводились различные совещания и конференции. В 1960 состоялся Всерос. съезд учителей, ему предшествовали съезды учителей краёв и областей. В 1968 и в 1978 созваны Всесоюзные учительские съезды и в 1978 3-й Всероссийский. Все съезды носили характер торжественных мероприятий с выступлениями-отчётами о достижениях в области образования, демонстрировавшими активность педагогов в реализации решений съездов КПСС.В середине 80-х гг. с началом демократических преобразований в обществе началось активное обсуждение проблем образования и, прежде всего, школы. Всесоюзный съезд работников народного образования (1988) определил осн. пути реформирования образования: создание системы непрерывного образования, демократизация и гуманизация всей жизни образовательных учреждений, создание эффективного организационно-экономического и правового механизма развития школы и др. В Рос. Федерации с 1991 проводятся совещания по различным вопросам образования.(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 283-284)См. также Земства и просвещениеЧ30е(2)л0
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.